Созданная в 1979 году с целью удовлетворения потребностей в спутниковой связи на морских судах и безопасности мореплавания, система Инмарсат в настоящее время управляет глобальной спутниковой группировкой, которая используется независимыми сервис-провайдерами для предоставления пользователям услуг связи: голосовой, факсимильной, телексной и скоростной передачи данных. Продолжая развивать и совершенствовать связь на море, Инмарсат расширил сферу своего влияния на наземный, автомобильный и авиационный рынки. Таким образом, на сегодня пользователями системы являются тысячи абонентов, которые живут или работают в удаленных районах, где отсутствует наземная связь, или путешествуют по всему миру. Спутники, Центр эксплуатации сети и Центр управления спутниками принадлежат Организации Инмарсат; земные станции - членам Организации Инмарсат; владельцами подвижных станций (терминалов) могут быть любые юридические или физические лица. Система продолжает развиваться и является лидером среди персональных систем спутниковой связи в области высокоскоростной передачи данных (Стандарт Инмарсат М-4, BGAN).
Спутники Инмарсат
В системе Инмарсат используются геостационарные спутники, которые "неподвижно висят" над заданными точками над экватором Земли. Кажущаяся неподвижность спутников достигается тем, что они обращаются по круговой орбите, совпадающей с плоскостью экватора Земли, с угловой скоростью вращения, равной скорости вращения Земли. На каждом спутнике имеются, по крайней мере, два ретранслятора, один из которых ретранслирует сообщения в направлении от Земных станций к терминалам, а второй - в обратном направлении. Спутники системы Инмарсат располагаются на геостационарной орбите на высоте 35 786 км.
Состав системы ИНМАРСАТ
Спутниковая система Инмарсат включает четыре основные части: Космический сегмент: действующие и запасные спутники с ретрансляторами Сеть земных станций - ЗС (Land Earth Station -LES) Абонентские подвижные земные станции, или терминалы, (Mobile Earth Station -MES) Средства управления системой: Центр эксплуатации сети (Network Operation Centre-NOC) и Центр управления спутниками (Satellite Control Centre- SCC)
В соответствии с назначением и использованием система Inmarsat подразделяется на стандарты:
Inmarsat-M4
Введенный в эксплуатацию в конце 1999 года, данный стандарт обеспечивает работу в Глобальной Сети (Global Area Network (GAN)), включая голосовую связь 4.8 Кбит/с, факс и высокоскоростные данные (до 64 Кбит/с), ISDN, IPDS (Пакетная передача данных), доступ в Интернет, электронную почту, видеоконференцию.
Inmarsat-C
Стандарт двухсторонней низкоскоростной передачи данных посредством легких, переносных терминалов, которые также легко устанавливаются на любое судно, автомобиль или самолет. Данный стандарт одобрен для использования в системе ГМССБ (глобальная морская система связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания), а также удобен для сбора информации с удаленных объектов и управления грузоперевозками. Имеет встроенный GPS (система глобального определения местоположения).
Inmarsat-D/D+
Обеспечивает низкоскоростную передачу данных при помощи терминалов размером с CD-плейер. Оборудованный приемником GPS, терминал D+ является идеальным средством управления транспортными перевозками, передачи коротких сообщений водителю и дистанционного управления и автономного снятия информации.
Inmarsat-phone Mini-M
До последнего времени наиболее популярный стандарт, разработанный для работы по технологии зонального луча спутников Инмарсат-3. Терминалы данного стандарта являются малогабаритными, легкими и дешевыми. Имея размеры менее компьютера "ноутбук", их вес составляет около 2-х кг., цена - от $3000, а стоимость минуты разговора - от $2/мин. в любую точку мира. Разработаны версии для установки на автомобиль, ж/д вагон, стационарной установки, а также для установки на суда и яхты.
Inmarsat-A
Родоначальник, введенный в эксплуатацию в 1982 году. Предоставляет услуги телефонии, факсимильной и телексной связи в аналоговом режиме.
Inmarsat-B
Введенный в эксплуатацию в 1993 году, данный стандарт является цифровым аналогом стандарта Инмарсат-A. Обеспечивает весь спектр услуг стандарта Инмарсат-Эй, но по значительно более низким тарифам в связи с более рациональным использованием частотного ресурса.
Inmarsat-E
Услуга передачи сигналов спасения посредством радиобуев, отправляющих сигнал бедствия, с указанием координат через наземные станции спутниковой связи системы Инмарсат. Покрывает практически всю акваторию мировых океанов и полностью соответствует требованиям ГМССБ.
Inmarsat-M
Предшественник стандарта Инмарсат мини-М - первый в мире персональный портативный спутниковый телефон, обеспечивающий с 1993 года голосовую связь, передачу факсимильных сообщений с факса группы 3 и данные с терминала размером с "дипломат". Существует автомобильный и морской вариант с самонаводящейся антенной размером 70см в диаметре.
Inmarsat Aero-C
Услуга по передаче низкоскоростных данных и сообщений о местоположении в авиации. Относительно дешевая услуга по передаче информации с/на борт самолета с одновременным позиционированием. Идеальное средство связи для самолетов, выполняющих рейсы в районах с отсутствием связи. Помимо отчетов о местоположении, Аэро-Си может быть использован для сообщений об изменении погоды и полетного задания, запросов на техническое обслуживание и дозаправку, а также как средство связи для экипажа и пассажиров.
Inmarsat Aero-H
Эксплуатируется с 1990 года, предоставляя услуги голосовой, факсимильной связи и передачи данных на воздушных судах. Обеспечивает связь членов экипажа и пассажиров с любым абонентом. Также используется органами управления воздушным движением.
Inmarsat Aero-I
Стандарт, обеспечивающий голосовую, факсимильную связь и передачу данных посредством спутников 3-го поколения для малой и средней авиации. Использование технологии зонального луча спутников Инмарсат-3 позволило значительно уменьшить размеры, вес и стоимость оборудования.
Inmarsat Aero-L
Авиационный стандарт, обеспечивающий обмен данными в реальном масштабе времени со скоростью 600бит/с. Соответствует требованиям по безопасности ИКАО (Международная организация Гражданской Авиации) и органов управления воздушным движением.
Inmarsat Aero Mini-M
Разработан для небольших корпоративных самолетов и авиации общего назначения для обеспечения голосовой и факсимильной связи, а также передачи данных на скорости 2.4Кбит/с. Внешняя антенна подключается к терминалу, весящему около 4.5 кг. Наиболее часто используется в районах, находящихся вне досягаемости УКВ связи.